воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Эти милые двухлетки или про мамино терпение

Мой младший сын вступил в прекрасный возраст кризиса двух лет. Когда вспоминаю, как это происходило со старшим, понимаю, что сейчас - это только цветочки, но все-таки....

Эпизод из жизни.

Собираемся гулять. Саша сразу согласен: на улице снег и ему очень хочется лепить снеговиков. 
Вова:
- Не пойду гулять. 
- Вовочка, смотри сколько снега выпало, пока вы спали, - пытаюсь уговорить его я. - Хочешь, я слеплю тебе большой-большой комок?
- Нет, я хочу маленький. 
- Хорошо, маленький.
- Много маленьких. 
- Слеплю много маленьких, пойдём одеваться.
- Сейчас я посмотрю в окно, сколько снега выпало. 
Лезет на стул, смотрит в окно, слезает:
- Не хочу гулять. Хочу печатать. 
Время ещё есть, я ещё сама только начинаю одеваться, поэтому соглашаюсь:
- Хорошо. Попечатаешь, потом на горшочек идём. Договорились?
- Да. 
Ещё раз проговариваю договор:
- Садись печатай, потом на горшочек. Да?
- Да. 
Садится за компьютер печатает буквы на клавиатуре. Я тем временем уже оделась. Он слезает со стула.
- Пойдем на горшок, - напоминаю я. 
- Не хочу на горшок. Не пойду гулять!
- Так, всё, быстро идём на горшок! - терпение моё кончается, тон повышается. Тяну его на горшок, он вырывается с воплями, проходит мимо и берёт какую-то игрушку. Я немного остываю:
- Садись на горшочек, на горшке поиграем. 
Садится. Фух! Первый этап пройден. Сделал свои дела, встаёт.  Я начинаю натягивать на него колготки. Опомнился:
- Нет, я не пойду на улицу! - начинает дрыгать ногами, пытаясь снять колготки, которые я натягиваю. Я не выдерживаю, на его сопротивление реагирую нажимом, крепко его держу и силой надеваю колготки, потом кофту. Всё это сопровождается криками и воплями. 
- Нет, я не пойду! Я сниму! Я останусь дома!
С криками снимает с себя кофту. Тут я вспоминаю, что я - мама, взрослая. Немного остываю.
Говорю уже спокойно:
- Мы в любом случае идём на улицу. Ты пойдёшь без кофты?
- Да, пойду без кофты! Нет, я вообще не пойду! - садится на кровать.

Надо сказать, что в это время Саша стоит уже обутый на пороге и ждёт. Если бы Вова был у меня один, можно было бы согласиться, сказать, что мы никуда не идём, раз он не хочет, остаться дома и весь вечер с грустью глядеть в окно и рассказывать ему о том, что на улице так хорошо, и столько снега, и детки играют, и снеговиков лепят, и всё остальное в этом роде. Но Саша уже готов идти на улицу, если мы останемся дома, то будет ни за что наказан ребёнок, который быстро оделся и спокойно ждёт, в общем, ни чем не провинился. 
Я подхожу к Саше, помогаю ему что-то застёгивать. Саша говорит:
- Вова вредничает? Мама, хочешь я тебе помогу его выманить? Давай пообещаем ему сюрприз. 
Саша пробует свой способ - в ответ крик.

Я возвращаюсь в комнату, Вова сидит на кровати. 
- Вова, пойдём, я тебе снежок слеплю. А хочешь, дорожку сделаю на снегу, чтоб бегать? И прыгалки? Ещё через скакалку попрыгаем, - опять пытаюсь я его уговорить. В глазах ребёнка виден явный интерес, и очень даже хочется пойти, но гордость, вернее вредность, вернее "кризис" не пускает. Он уже практически направляется ко мне, и тут подходит к полке:
- Ой, книжка. Книжку подарили, - хватается за книгу.  Тут я опять не выдерживаю:
- Да какая книжка! А ну-ка бегом одевайся! Нам уже надоело тебя ждать! - пытаюсь опять силой его потащить одеваться.
Тут в комнату заходит наш папа.
- Не вмешивайся, - рычу я на него, не давая даже вставить слова.
- Я хотел предложить свою помощь.
- Не надо ничем помогать. Видишь, что тут происходит?!  - тут я понимаю, что ни за что нарычала на мужа. Вдруг начинаю вспоминать, что я же мама, я взрослая. Успокаиваюсь. Захожу на очередной виток:
- Вова, а хочешь, я тебе книжку почитаю? Вернёмся с улицы и почитаю. (Смотрит заинтересованно). Федорино горе или колыбельную ежонка?
- Да, хочу.
- Пойдём на улицу, а потом почитаю.
- Нет, не пойду.
- Я не могу сейчас читать. Видишь, я уже тепло оделась, и Саша стоит ждёт. Мы не можем сейчас читать, мы собрались на улицу. Пойдём погуляем, потом будем читать.

Потом было ещё несколько витков вокруг этой темы и, примерно на пятнадцатой минуте уговоров, ребёнок с неохотой двинулся к выходу. Дальше мы спокойно оделись и вышли. В итоге: снежно-песчаный снеговик, дорожки, прыгалки, весёлая игра в снежки, катание с горок. Прогулка удалась!

Вывод: бодаясь с детьми, нужно почаще вспоминать, кто из нас взрослый. Только как это делать вовремя?
Для меня личное достижение: за время сборов на прогулку, я четыре раза смогла успокоится и перейти с агрессивного на доброжелательный тон. Возможно, когда-нибудь я достигну в этом вопросе совершенства :)

А вот и наш первый в этом году снеговик (папа назвал его "грязевик"):



Комментариев нет:

Отправить комментарий